Архив недели @BalakirevAnton
Понедельник
Всем привет Меня зовут Антон, и на этой неделе общаюсь тут с вами :) Я – руководитель управления сервисов поиска в продукте "Метр квадратный". Мы молодой и амбициозный продукт, которые меняет подход к поиску и покупке недвижимости от момента выбора до переезда в собственное жилье
День 1: Clubhouse
День 2: Удаленочка vs офис, софты против хардов.
День 3: Инвестирование. В себя? в крипту? акции? или открыть шаурмячную?
День 4: Образование для продактов.
День 5: Предприниматель vs Продакт.
День 6: Лайтово пройдемся по IT новостям.
День 7: Общение, фан, мемы
О себе. 13 лет в IT, начинал с тех. саппортера в Ростелекоме. После ушел в МойОфис (российский аналог google docs). Потом Selectel и Timeweb. Сейчас работаю над поисковой частью продукта "Метр квадратный". Еще параллельно с работой успел открыть/закрыть 2 собственные компании.
Про "Метр Квадратный". Стартапу 2 года, одно из usp которого в цифровизации cjm от этапа выбора квартиры до момента переезда. Только мы еще даем юр. гарантию на сделку и удобный интерефейс взаимодействия на всех этапах. В эпоху пандемии это стало особенно актуально.
ClubHouse. Сеть будущего, хайп или очередной Periscope?
В чем же секрет ClubHouse? На фоне пандемии рынок подкастов вырос кратно, Spotify был признан лучшим с долей 42% на рынке. CH формирует новый тренд в потреблении аудиоинформации. Почему? Разберемся в следующих постах.
ClubHouse vs Подкасты ч1.
Ты больше не отстраненный слушатель, ты участник дискуссии, что дает более глубокое погружение.
ClubHouse vs Подкасты ч2.
Социальные связи задействованы сильнее. Одно дело вместе с коллегами обсуждать тему в реалтайме, другое поговорить в курилке о выпуске дудя на прошлой неделе.
ClubHouse vs Подкасты ч3.
Рассматривайте CH как "новое радио" по дороге домой, на работу, в универ. Да, вы не решаете что слушать, но вы всегда можете переключить станцию.
Вторник
ClubHouse vs Подкасты ч4.
У CH есть будущее в тч из за более продуманного вовлечения. За 2 недели узнал новый контекст о коллегах, друзьях, знакомых. Пример некоторых "интересных" комнат в которые привели меня пуши
- Психология употребления грибов
- Гендерное равенство в постели
Удаленочка vs офис.
При переходе на массовую удаленку вскрылись очевидные проблемы в погруженность контекста при внутренних коммуникациях. Там где раньше можно было решить вопросик в курилке за 5-7 минут сейчас занимает встречу в 30 минут.
Удаленка вскрыла и другую проблему - стирание границ между личным и рабочим временем.
Как решаю это я:
Блочу слоты в календаре. Перед началом рабочего, обед и после рабочего дня.
Создал ежедневные ритуалы которые символизируют начало и конец дня. Утром завтрак + релакс, вечером прогулка.
Отключил почти все нотификации, оставил только самые критичные.
Ловите фоточку нашего пустого коридора из питерского офиса «Метр Квадратный».
Привязал задачи к календарю (выделяю под задачи конкретное время)
Слежу за утомляемостью. Часы подсказывают когда нужно вставать разминаться.
Читал что ученые из Гарварда доказали, что продвижение по карьерной лестнице на 85% зависит от софт скиллов.
Аналитики Deloitte Access Economics уверены, что к 2030 году от "софтов" будет зависеть больше 50% должностей.
На удаленке невербальная коммуникация фактически свелась к нулю важность софтовых скиллов для продуктовых менеджера возросла в разы.
Что обязательно проверяю при подборе продактов:
Лидерские качества, способность увлечь за собой команду
Способность договориться, ведение сложных переговоров
Продажу идей, аргументация решений
Хороший kit на удаленке дает + 10к харизме.
Среда
Мое хобби - инвестирование в акции. Как продакту, мне нравится копаться в цифрах и метриках компаний, а потом делать прогнозы исходя из соответствия тех. данных с фундаментальным анализом и новостным фоном. Подробнее ниже:
Опыт инвестирования: 4 года
Доходность, usd: 25% годовых
Эмитентов в портфеле: 20
Биржы: Nasdaq, NYSE
Лучший результат: 1750% на титите
Худший результат: Потеря 5% портфеля на делистинге актива
Рекомендации для новичков:
Выбери надежного брокера
Отключи маржинальную торговлю
Отключи овернайты
Забей на MOEX
Забудь про FOREX
Бинарные опционы плохо.
Торгуй в USD
До шортов нужно дорасти
Риск менеджмент никто не отменял
На что обратить внимание при выборе брокера:
Договор на обслуживание. Подписываемые документы
Юридический адрес, офисы облуживания
Тарифы
Подключенные биржи
Какие возможности для покупки есть. Способы подачи заявок.
Является ли брокерский бизнес основным?
В России помимо набирающего популярность тренда на инвестирование в акции, есть большой сегмент тех, кто занимается перепродажей квартир в новостройках.
Доходность подобных сделок от 10 до 100% и зависит от многих факторов
Из плюсов:
- Пассивная деятельность, которая не занимает много времени.
- Типовые сделки
Из минусов:
- Рублевая доходность
- Риски по строительству
- Непрогнозируемая доходность
- Высокий порог входа по бюджету
Обещал еще про шаурмячную.
- Вложения 1,5 ляма
- Оборот 300-400к
- Чистый профит ~100к рублей/мес
Гемора много, а выхлоп на уровне айтишной зарплаты.
Не спрашивайте откуда знаю. Запускать стартапы проще.
Четверг
🎉 У нас теперь новый архив, читать прошлые недели стало ещё удобнее!
prod.underhood.club
Сегодня говорим про образование. Есть интересный вопрос, раскрою дальше в твиттах.
Является ли MBA образование для senior продактов обязательным?
Ребята сорян, сегодня адово много работы. Твиттить будут позже.
Про самообразование. В конце прошлого года решил прокачать скилуху. Искал курсы для сильных. На рынке РФ выбор встал между "PRODUCT MINDSET ADVANCED" от ProductSense и "Level Up: Senior Product & CPO" от Productstar. Может плохо гуглил и есть еще крутые ребята.
Выбрал первых. Потому что:
- Есть понятная дифференциация по уровню слушателей
- Программа курса не вызывала вопросов
- Понравился подход к процессу образования. Были дедлайны и четко выделенное на обучение время.
- Ребята зарекомендовали себя оффлайн + были хорошие отзывы в сети
На курсе было 8 модулей:
Анализ прошлого и презентация ценности продукта
Competitive intelligence
Стратегия развития продукта
Основы бизнес-планирования, маржинальный подход
Проверка гипотез. Growth Hacking
Проектирование и проведение а/в тестов
Каскадирование целей
Искуство создавать презентации
Из всех модулей вопросики возникли только по Growth Hacking На мой взгляд, это переоцененный и ситуативный фреймворк для Senior позиции. Заходит далеко не в каждую компанию, и не на каждом жизненном этапе продукта.
Курс длился 16 недель. Брал за 35к. Сегодня уже от 55к стоит. После каждого модуля идет домашнее задание и тест. Задания можно не делать, но так не интересно, тк падает вовлечение.
На курсе общение с участниками и преподами происходит в Slack. Если сдал все домашки и тесты вовремя выдают сертификат о завершении курса.
В целом, курс могу рекомендовать к прохождению. Темы раскрыты хорошо. Обучение проходит в спокойном темпе. Модуль 2 недели. 1 неделя теории, 1 неделя практики. Получилось дополнить пробелы по темам.
Пятница
Предприниматель vs Продакт. В чем же различие?
На мой взгляд "Предприниматель в IT" это более прокачанная версия продакта. Тк помимо запуска продукта на рынок нужно обеспечить жизнеспособность компании.
В компаниях у продактов всегда есть вспомогающие отделы, которые закрывают часть проблем. Они даже не подозревают сколько гемора в документообороте или при взаимодействии с налоговой.
Сегодня хочу рассказать вам еще 2 истории. Как запускал стартапы. С какой начать?
Пока голосуем на VC можно почитать про мой ранний факап. vc.ru/life/132131-pe…
Ну чтож. Ребята выбрали историю "Про игровой сервис". Честно, это моя любимая история, и вот почему.
Лето 2008го. Время было другое. Из проблем в жизни, универ, девушка и доллар по 23,5 рублей.
Я тогда плотно сидел на Lineage II C4 на 4м серваке shock-world. Как сейчас помню своего Хавка в точеном драконике на +6. Периодически донатил, было дело.
Не в даваясь в подробности. В одну прекрасную ночь я обнаружил своего перса голым в Глудио. Тогда казалось, что это была катастрофа.
P.S. Он и сейчас там стоит. Написав твит выше проверил логин и пароль. Сервер работает спустя 12 лет. Вот это стабильность.
В такие моменты шестеренки крутятся очень быстро. Я сразу понял, что если не получается победить (вернуть деньги) - нужно возглавить. Идея о создании своего игрового сервера с блек-джеком и аденами засела в голове.
Рынок кастомных игровых l2 серверов в то время был как "дикий запад". Хороший заработок был только у элиты (топ 10 проектов), остальные довольствовались крошками. Еще зарабатывали те, кто продавал "лопаты" таким как я или держал около игровые проекты.
Для создание своего игрового проекта было нужно:
УТП, главная идея.
Железо. Сервер и выделенная полоса интернета
Софт платформы, обвязки для webа, и тд
Уникальный контент, то чего нет в других проектах
Администрирование (devopsы и GMы)
Маркетинг
Деньги
Всего этого у меня не было. Но, как говорится, в интеренте можно найти мануал ко всему. После первого тестового запуска серверной части l2 на домашнем пека стало понятно - проекту быть.
Начал с денег. Правило поиска первых инвестров F&F сработало. Часть денег подкинули родители, другую мой лучший бро.
Общий пакет инвестиций составил - 150к рублей.
Копейки по меркам сильных игровых проектов.
Половина из суммы ушла на серверное оборудование и подключение 100мб интернета в квартиру. Дома держать серверное оборудование не самое удачное решение, но другого мы позволить не моги. Частенько отключали свет, по этому пришлось еще и ББП докупать.
Не буду грузить тех. сложностями. Сборка серверной части на JAVA под Ubuntu заняла где-то 2 месяца. Выглядело это так. Читал мануал и применял все команды из него. Если что-то не получалось, искал другой мануал.
Оказалось запустить сервер на своем ПК легчем чем на удаленном сервере под Linux. Впервые познакомился с ssh, bash и etc
Сервак кое как запустил. Далее по плану шел сайт. Ну чтобы дорого богато. Использовал stressweb. Дизайн пришлось скачать в интернатах и допилить с фрилансерами. Домен выбирали долго. Остановились на пафосном elven-world точка com.
Забавный факт. CMSка умирала каждый раз как получала 503 от MySQL с сервера. Тайминг был выставлен в 1 сек и зашит в коде. При плохом инете серверная часть частенько отдавала 503. Потели всем двором, чтобы пофиксить.
Суббота
Помните, в те временя местом общения был форум. Это такая штука где люди оставляли посты. Поднял его на phpBB. Вместе с сайтом разместил на shared хостинге Timeweb. Адовое говнище, которое сложилось при минимальной нагрузке.
Не связывайтесь дети с шаредами, только дедики, только
Когда пришли первые игроки (об этом позже) на форуме быстро появился "адвокат админа", который в каждой ветке писал, что сервак крутой и админ молодец. Это был 12ти летний парнишка, который клянчил у меня в личке GMа.
Не было также этих ваших CDN или S3. 3х гиговый клиент пришлось положить в корень сайта. Скорость отдачи была примерно 15 кб/сек. Такая боль. Хорошо хоть торренты спасали
Технически все работало (мы так думали) и настало удивительное время заняться маркетингом и привлечением игроков. Выбрали дату запуска и понеслась.
Добро пожаловать в прошлое.
Баннерная реклама игровых серверов такая бессмысленная и беспощадная.
i.gyazo.com/553195b77f2e97…
i.gyazo.com/9ae1884f681fea…
Рекламу размещали на L2top, проект существует до сих пор, и вкинули туда порядка 30к рублей. CTR был примерно 2% и нулевой выхлоп по конечным регистрациям.
Позже в ход пошла реклама в Vk. Из за лучшего таргетинга по игрокам выжали с 5к рублей сотню регистраций, что было неплохо. Нужно понимать, что сервер официально был еще не запущен и мы зазывали игроков на грядущий старт.
Вершиной рекламного креатива стала промка в онлайн радио L2fm (8к рублей) с прямым эфиром запуска сервера.
Запуск был помпезный. 8 месяцев подготовки. Онлайн в пределе скакнул до безумных 124 игрока онлайн. Помню как смотрел на эти цифры и радовался как ребенок.
Спустя сутки у нас был игрок который провел в игре 23 часа подряд. Он быстро занял топ-1 в рейтинге.
Онлайн начал падать и это было первой весточкой грядущих проблем.
Спустя неделю сервер умер естественной смертью. Технически все работало, но игроки не хотели на нем играть. 😭
Почему так произошло:
Читерство. Мы оказались не готовы к борьбе с ними. 2. Наша общая не готовность к серьезным тратам на привлечение игроков.
Отсутствие JAVA разработчика. Мы не готовы были фиксить баги самой игры.
Отсутствовал уникальный контент.
С тяжестью в груди мы приняли решение, что это был полезный, но очень дорогой опыт. Сервер проработал еще неделю и был выключен.
Потрачено: 150к
Время запуска: 8 месяцев
ROI: Отрицательный
Воскресенье
Ребята, давайте сегодня просто пообщаемся? Накидайте вопросики продуктовому менеджеру, пока я не начал очередной мегатред о фейловом проекте.
Моя смена плавно подходит к концу. Будет круто если вы ответите на опрос. Зачем? У меня есть свой твиттер @BalakirevAnton, но я в нем не пишу. хз почему. Возможно и не стоит. Как вам прошедшая неделя?